Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:03, контрольная работа

Краткое описание

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

Государство должно иметь четкую структуру, где каждому отведено свое место: один повинуется, другой управляет. Критерий принадлежности к сословию управляющих  — не знатность происхождения, а  образованность. Каждый китаец должен стремиться стать конфуцианцем. Благодаря простым и понятным идеям, а также из-за своей прагматичности конфуцианство стало со временем государственной философией и религией Китая.

Идеи Конфуция оказали огромное влияние на всю последующую историю  государственной мысли. Однако факт остается фактом. Конфуций уже много  столетий – самая почитаемая в  Китае личность. Неудивительно, что  на месте дома Конфуция построен храм, точнее, храмовый комплекс. На всех воротах  этих храмов висят таблички с надписью: «Учитель и пример десяти тысяч поколений,  равный Небу и земле».6

 

4. Проблемы  и категории философии даосизма.

Крупным философским направлением в Китае был даосизм. Его основателем является Лао-цзы (579—499 гг. до Р. Хр.), биография которого полулегендарная. Известно лишь, что родился он в царстве Чу, служил архивариусом при дворе царства Чжоу. Но, наблюдая упадок и обнищание этого царства, он покинул службу и ушел на запад страны. Больше о нем ничего неизвестно. Покидая страну, Лао-цзы оставил свою рукопись "Даодэцзин", которая стала основой этой философии. В основе этой философии лежит представление об устройстве вселенной, где над людьми, богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесный владыка является верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Она представляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время она является ее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частью природы, и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по пути добродетели — дэ. Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянно что-либо делают вопреки природе — строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям. Таким образом, цель человека — жить по законам природы, путем полного ничегонеделания.

А что же тогда представляет реальную ценность? На что человеку следует  тратить свои силы? Он не может просто сидеть сложа руки и ждать. Раз уж он живет среди людей, он должен думать об остальных. Ранние даосисты бесстрашно смотрели в лицо трудностям повседневной жизни в этом мире. Они знали, что они должны и в жизни придерживаться той же философии, что и в мыслях. Они решили, что существуют три вещи - три сокровища, как они их назвали, - которые являются высшими наставниками человека Дао. Это любовь, умеренность и смирение. Как же эти три качества помогали последователям Дао жить в этом мире? "Любя, можно быть храбрым; будучи умеренным, можно быть обеспеченным; не пытаясь выделиться в этом мире, можно управлять всеми начальниками".

Тот, кто видит Дао внутри себя, видит его и в других, и во всем мире. Это как раз тот человек, который видит, что его благополучие - это добро для всех людей. А  добро для всех - это также и  его добро. Вот что Лао-Цзы подразумевал под словами "быть в состоянии  любви". Человек Дао будет творить  добро всем людям: и хорошим, и  плохим, платя любовью даже за сильную  ненависть. Если этого не делать, то независимо от того, насколько справедливо  человек отвечает на ненависть, какая-то ее часть или ее результат останутся. В состоянии любви человек  может быть смелым. Человек Дао  относится к миру с доверием, и  мир может доверять ему.

Человек Дао сдержан в своих  мыслях и поступках. Излишества в  любой области препятствуют удовлетворению. Последователь Дао не будет заранее  решать, какие в точности действия он предпримет в каждой конкретной ситуации. Он также не будет заранее  решать, что не поведет себя определенным образом. Он всегда помнит, что в  своих мыслях и действиях надо следовать тому, что представляется наиболее простым и естественным. В этом случае его действия всегда целесообразны и всегда правильны. "Тот, кто умерен, может быть обеспечен".

Даосизм Лао-Цзы продолжает свою жизнь  в основном в идеях, которые он предложил другим, более сильным  и долговечным религиям. Конфуцианство  вобрало в себя даосистскую веру в то, что человек в основе своей добр. Буддизм в Китае с его изначальным признанием важности познания своей глубинной сути был усилен и в чем-то изменен этой местной религией. Как религиозная философия даосизм пришел в упадок, но он многих привел к пониманию того, что внутренняя жизнь человека - это именно та жизнь, которая и является важной.

 

Литература

  1. История Китайской философии: Пер. с кит./Общ. ред. и посл. М.Л.Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.
  2. Материалистическая мысль в Древнем Китае: Ответст. редак. и автор предис. д.филос. наук  М.Л.Титаренко. – М.: Издательство «Наука», 1984 – 172 с.
  3. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики: ответст. редак. Л.П.Делюсин. – М.Издательство «Наука», 1982 – 263с.
  4. История Философии, т.1:  М.А.Дынник, М.Т.Иовчук, Б.М.Кедров, - М.1957, 718 с. (из-за ветхости книги указана не совсем точная библиография)
  5. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-ух томах (т. 1). Философское наследие, Москва 1972г.

1 Мао Цзэ-дун. Избранные произведения, т.3 М., 1953, стр.137

2 Школьный философский словарь/ Т.В.Горбунова, Ш67 Н.С.Гордиенко, В.А.Карпунин и др.; Общ.ред., сост. и вступ. ст. А.Ф.Малышевский. – М.: просвещение: АО «Учеб.лит.», 1995, стр.270

3 Материалистическая мысль в Древнем Китае: Ответст. редак. и автор предис. д.филос. наук  М.Л.Титаренко. – М.: Издательство «Наука», 1984, стр.59

4 История Китайской философии: Пер. с кит./Общ. ред. и посл. М.Л.Титаренко. – М.: Прогресс, 1989, стр.73

5 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики: ответст. редак. Л.П.Делюсин. – М.Издательство «Наука», 1982, стр.6

6 Беседы о философах: от античности до эпохи Возрождения: Авториз. пер. с бел./Людмила Рублевская. – Мн.: Беларусь, 2004, стр.60


Информация о работе Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории