Uосударственноt регулирования товарного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть теоретические основы государственного регулирования товарного обращения.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность и функции товарного обращения

- раскрыть сущность государственного регулирования товарного обращения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования товарного обращения 4
1.1 Сущность товарного обращения 4
1.2 Функции товарного обращения 8
2 Государственного регулирования товарного обращения 12
2.1 Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли 12
2.2 Методы государственного регулирования товарного обращения 17
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

государственное регулирование товарного обращения.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     Сущность  контактной функции заключается в организации рыночных связей между производителями и потребителями товаров. Специализация торговли на выполнении контактной функции дает значительную экономию издержек обращения за счет резкого снижения числа самих контактов. Действительно, если в экономике имеется "т" производителей товаров, которые нуждаются в установлении рыночных связей с "п" потребителями, то общее число этих связей без торговых посредников составляет m x n. При опосредовании этих связей торговыми агентами их количество уменьшается до m + n.

     Основными обобщающими показателями, характеризующими роль товарного обращения при выполнении им конкретной функции, являются:  
- объем торговых сделок, заключенных при посредстве торговых предприятий;  
- доля работников торговли или системы товарного обращения в общей численности занятых в народном хозяйстве.

     Контактная  функция товарного обращения  порождает учетно-информационную функцию, суть которой заключается в сборе, обработке, накоплении и передаче коммерческой информации другим участникам обмена. Посредническая деятельность торговых предприятий в обмене коммерческой информацией обусловлена особым их положением на пересечении информационных потоков из производства в потребление и наоборот, а также их оперативными возможностями улавливать коммерческую информацию в момент ее рождения при заключении торговых сделок.

     Специалисты отмечают заметную активизацию выполнения торговлей информационной функции, которая произошла в развитых странах в 80-е годы. Если раньше эта функция выполнялась после поступления товара на рынок, то в последние годы эта деятельность охватывает и период проектирования товара, его включение в производственную программу предприятия-изготовителя.

     Следовательно, из рядовой операции, обслуживающей  обращение товаров, учетно-информационная функция товарного обращения превратилась в важную народохозяйственную.

     Сущность  кредитно-финансовой функции заключается  в предоставлении кредитов при расчетах за товарные операции производственными  и оптово-посредническими фирмами  с розничным предприятием, а последними - со своим покупателем.

     Масштабы  кредитования в отраслях товарного  обращения таковы, что позволяют говорить о превращении товарного хозяйства развитых стран в товарно-кредитное. В кредит заключаются практически все сделки оптовой торговли, а также розничные продажи товаров длительного пользования. А с введением кредитных карточек он опосредует возрастающую долю оборота товаров повседневного спроса. Например, доля платежей в кредит составляет около 20% семейного бюджета в США.

     Функционирование товарного обращения сопровождается получением определенного результата, по которому можно судить о его роли и эффективности в рыночной экономике. Характер и формы проявления роли товарного обращения непосредственно связаны с его функциями и заключаются в следующем:4

     1) товарное обращение, особенно  его замыкающие составляющие  отрасли - розничная торговля и массовое питание, завершают распределение товаров и услуг в соответствии с запросами потребителей, тем самым обеспечивая удовлетворение конкретных потребностей людей;

     2) являясь связующим звеном между  производством и потреблением, товарное обращение обеспечивает непрерывность воспроизводства общественного продукта, подавляющая часть которого носит товарный характер;

     3) нормальное функционирование товарного обращения является необходимым условием устойчивости денежного обращения;

     4) эффективное функционирование отраслей  товарного обращения выступает одной из предпосылок увеличения свободного времени работников, их физического и духовного развития.

     Обобщая вопрос о функциях и роли товарного  обращения в рыночной экономике, можно сделать следующие выводы.

     Предприятия и отрасли товарного обращения  наряду с выполнением торговых функций выполняют разнообразные функции неторгового характера. Поэтому в системе товарного обращения, наряду с торгово-посредническими, сосредоточены разнообразные предприятия неторговой деятельности, обслуживающие процесс обращения товаров.

     Характерной особенностью организации функций  в современной системе товарного обращения является полное переплетение функций торговли и производства - торговые предприятия занимаются производственной деятельностью, а производственные - торгово-посредническими операциями. В этих условиях возникает вопрос о том, кто должен заниматься теми или иными операциями. Видимо, тот, у кого они получаются дешевле. Поэтому нельзя абсолютизировать организацию тех или иных функций в системе товарного обращения.

     Проблему  организации функций товарного  обращения необходимо рассматривать не на отраслевом, а на макроэкономическом уровне с учетом всей системы хозяйственных связей, которые складываются в обращении товаров.

 

       2  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ 

      2.1 Принципы и содержание организации государственного     регулирования торговли

     Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем – это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений.5 Более сложный вопрос – это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя – американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны о развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.

     В Российской Федерации государство  достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др. Государство регулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

     Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательство определяет правовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и др.

     Важной  сферой государственного регулирования  является также система налогообложения предпринимательских структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

     Все это говорит о том, что главной  постоянной функцией государства становится экономическое регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: 6

     - формирование достаточной конкурентной среды;

     - защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования;

     - эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;

     - развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

     Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:

  • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтйнгента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
  • торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

     Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

     Механизм  государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:7

  1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
  2. Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
  3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
  4. Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
  5. Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
  6. Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.

     Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

     В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

     Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой – формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.

Информация о работе Uосударственноt регулирования товарного обращения