Войти    Поиск   Связаться с нами

Несовершенная конкуренция

Дата: 31 Марта 2011 в 22:33
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (71.76 Кб)
Файлы: 1 файл
КУРСОВАЯ РАБОТА №1б.docx (75.00 Кб)   —   ОткрытьСкачать

     Реализуемая в настоящее время стратегия  реформирования ОАО «Газпром» характеризуется определенной спецификой. Прежде всего речь идет о консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004-2005 гг. «Газпром» активизировал скупку акций РАО «ЕЭС России» и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5 % акций энергохолдинга. Видимая цель – существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО «ЕЭС России», по мнению экспертов, сможет реально претендовать на две тепловые ОГК. Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему положение на энергетическом рынке. Стратегия развития «Газпрома» на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

     Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики.

     Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии  «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате этого может получиться – трудно даже представить.

     Во-вторых, вхождение ставшего в 2005 г. государственным «Газпрома» в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая ОГК – гидроэнергетическая – также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний.

     В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использования схемы давальческого сырья.

     Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей, скорее всего будет отложено на более отдаленный срок.

     Второй  специфический элемент стратегии  развития «Газпрома» - возможное превращение  газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепит его позиции. [16, c. 56]

     Сохранение  «Газпрома» в форме вертикально  интегрированной единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли – либерализации рынка газа. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постоянным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения. [9, с. 102]  
 
 
 
 
 
 
 
 

         3 Несовершенная конкуренция на страховом рынке 

     Вряд  ли ставилась цель создать рынок совершенной конкуренции, ибо в природе он встречается редко – «это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность». Именно поэтому процесс демонополизации не привел к образованию рынка совершенной конкуренции в страховании, напротив, монопольный характер рынка сохранился, хотя и изменился тип рынка.

     Если  страховая компания способна оказывать существенное влияние на уровень страхового тарифа (цены страхования), то она классифицируется как субъект несовершенной конкуренции. В отрасли страхования в целом или в страховании отдельных рисков преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные компании имеют возможности контроля над уровнями страховых тарифов.

     Несовершенная конкуренция отличается от монопольного положения, если цены на страхование устанавливает какая-либо одна компания-монополист. Однако при несовершенной конкуренции на страховом рынке отдельная компания может манипулировать ценой лишь в определенных пределах.

     В качестве примера приведем рынок  страхования граждан, выезжающих за рубеж. Базовый тариф для стандартных полисов за дни сутки пребывания в стране для поездки на 15 суток в среднем составляет для стран Западной Европы 0,5 – 0,9 долл., для стран Восточной Европы – 0,4 – 0,8 долл., для США и Канады – 1,2 – 2,0 долл. На тарифы влияет множество факторов. К их числу, помимо размера страхового покрытия, относится и длительность путешествия: чем дольше будет продолжаться поездка, тем дешевле обойдется день страхования. Благодаря различным скидкам и надбавкам, тарифы не так сильно отличаются друг от друга. Если компании существенно увеличат тарифы, не компенсируя их повышение какими-либо дополнительными услугами (доставка полисов на дом, скидки на другие виды страхования), то они могут потерять рынок данного вида страхования. Другими словами, субъект несовершенной конкуренции имеет лишь ограниченные возможности в принятии решений по манипулированию ценами страхования.

     Отметим, что существование несовершенной  конкуренции не уничтожает соперничества на страховом рынке, поскольку его участники также решительно борются за увеличение своей доли на всех сегментах отечественного страхового рынка, поэтому в условиях несовершенной конкуренции постоянно растут затраты на рекламу, маркетинг, организацию сбыта или поддержку имиджа компании.

     Хотя  сама природа страхования делает конкуренцию на рынке страховых  услуг подобной олигополии, последняя все же имеет двоякую природу – она, одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественной монополии, и к модели совершенной конкуренции.

     С одной стороны, эта двойственная природа конкуренции на страховом рынке требует такого государственного регулирования, которое имеет целью установление на страховом рынке какой-то одной из простейших моделей конкуренции – совершенной конкуренции или несовершенной конкуренции в виде олигополии. С другой стороны, для эффективного государственного регулирования важно также учитывать, что для одних аспектов страхового рынка используется модель совершенной конкуренции, а для других – олигополии (естественной монополии).

     Почему же в одних отраслях наблюдаются тенденции и состояние, близкие к совершенной конкуренции, а в других доминируют несколько крупных компаний?

     Дело  в том, что к несовершенной  конкуренции, в частности к ограничению числа участников страхового рынка – страховых организаций, приводят следующие объективные обстоятельства, связанные с обеспечением столь необходимой для страховщика финансовой устойчивости:

  1. установление государством значительных финансовых барьеров для вступления в страховой рынок в качестве страховой организации;
  2. использование масштабного фактора на рынке, чтобы уменьшить свои затраты на организацию дела и повысить свою финансовую устойчивость (эту устойчивость обеспечить крайне затруднительно при малом размере страхового поля).

     Рассматриваемые особенности позволяют отнести  страховой рынок к тем рынкам, которые в экономической теории называются рынками с несовершенной конкуренцией.

     Необходимость достижений подобной соразмерности ограничений обусловлено наличием противоположного направления в государственном регулировании страхового рынка – антимонополистического, имеющего своей целью не дать выродиться естественной олигополии на страховом рынке в страховую монополию. [10, c. 57]

 

    

     Заключение 

     В своей работе я рассмотрел несовершенную конкуренцию и три ее вида. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной, т.е. участники рынка обладают рыночной властью. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.

     Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

     Монополия – это рынок, на котором имеется один продавец, полностью контролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть на монопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридические и естественные. Монополия снижает эффективность экономики.

     Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные фирмы-олигополисты могут вступать в сговор с целью получения больших прибылей.

     Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

     В отличие от совершенной конкуренции  монополистическая предполагает, что  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря  чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

     Также в своей работе я рассказал о реформировании естественных монополий на примере газовой отрасли.

       Реформирование газовой отрасли  предполагало выделение естественно  монопольной (транспортировка и  распределение газа) и потенциально  конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением.

     В третьей части я рассмотрел несовершенную  конкуренцию в страховом бизнесе. Хотя сама природа страхования делает конкуренцию на рынке страховых услуг подобной олигополии, последняя все же имеет двоякую природу – она, одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественной монополии, и к модели совершенной конкуренции.  
 
 
 
 
 
 

 

    

     Список  использованной литературы: 

    1. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика: Учебник для  гуманитариев. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 480с
    2. Корнейчук Б.В. Экономика: Учебник – М.: Экономистъ, 2004.
    3. Экон. в воп. и отв. Учеб. пособие/Под ред. Ч.П. Николаевой – М.: ТК Велби, Изд-во Прспект, 2004 – 336с
    4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
    5. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2001.
    6. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.
    7. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд./Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р - М.: Дело, 2001.
    8. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов – М.: Омега-Л, 2006.
    9. Дерябина М. Реформирование естественных монополий//Экономистъ. – 2004. - №4
    10. Борисова Н.Ю. Несовершенная конкуренция как условие существования страхового рынка//Финансовый бизнес. – 2003.- №3-4
    11. Монополии и конкуренция/Долгова И.В., Швейко Н.В.//Финансы и кредит. – 2001.- №3
    12. Многообразие видов конкуренции.//Эко. – 2004 №11
    13. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. вып. 2: пер. с англ. – М.: (б.и.) 2001
    14. Анализ конкурентоспособности на взаимосвязанных рынках/Челенков А.П., Коляда В.В.//Маркетинг. – 2002. - №5  
    15. Некоторые аспекты реорганизации страховых компаний/Е.В. Рузанова, О.А. Цамутали//Страховое дело. – 2005. - №5
    16. Эффективность реорганизации страховых компаний/Е.В. Рузанова, О.А. Цамутали //Финансы и кредит. 2005. - №4
    17. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник - Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.
    18. Трофимова Г. К. Краткий курс экономической теории: учеб.пособие / Трофимова,Галина Константиновна. - М.: Фаир-Пресс, 2003
    19. Булавский В.В. Структура спрса и равновесие в модели олигополии//Экономика и математические методы. – 1997
    20. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учеб.для вузов. - 2-е изд.,изм. - М.: Норма, 2005.
Краткое описание
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Оглавление
Введение______________________________________________________________________________________3
1 Понятие и формы несовершенной конкуренции_______________________________4
1.1 Олигополия__________________________________________________________________________4
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии______________________________5
1.1.2 Дилемма олигополистов_________________________________________________7
1.1.3 Случаи возникновения сговора_______________________________________8
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре__10
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика______11
1.2 Монополия_________________________________________________________________________12
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок____________________13
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке_______________16
1.2.3 Монополия и эффективность__________________________________________19
1.3 Монополистическая конкуренция___________________________________________22
2 Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО «Газпром» ____________________________________________________24
3 Несовершенная конкуренция на страховом рынке_________________28
Заключение________________________________________________30
Список использованной литературы____________________________32