Национальное богатство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что национальное богатство является одним из наиболее важных показателей экономической мощи страны. На разных этапах развития человечества возникала проблема оценки результатов производства, их потребления и накопления, а также их измерения с аналогичными результатами в других странах. В настоящее время возникает настоятельная необходимость исчисления национального богатства России в связи с теми колоссальными изменениями, которые произошли в нашем обществе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Понятие и состав национального богатства 5
1.1 Понятие национального богатства 5
1.2 Состав национального богатства, их характеристика 7
1.2.1 Природные ресурсы 8
1.2.2 Материальные ресурсы 13
1.2.3 Интеллектуальный потенциал общества 13
1.2.4 Национальное имущество 14
1.3 Оценка национального богатства России 21
Глава 2 Национальное богатство России и зарубежных стран 25
2.1 Динамика национального богатства России 25
2.2 Национальное богатство России и зарубежных стран 36
Заключение 43
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 808.50 Кб (Скачать)

     При пользовании недрами закон Российской Федерации "О недрах" предусматривает  следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользование недрами; разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; плата за геологическую информацию о недрах.7

     Землепользование  в России в соответствии с Земельным кодексом РФ является платным. Формами платы выступают: земельный налог, арендная плата.8

     Система платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с Лесным кодексом РФ, включает: арендную плату и плату по договору купли-продажи лесных насаждений.9

     В Налоговом кодексе Российской Федерации введены ресурсные налоги и сборы, такие как: сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, земельный налог, водный налог.

     Несмотря  на наличие, сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, поступления от них в бюджеты будут составлять менее 5 % от общих средств. Анализ показывает, что при таком уровне налогов будут отсутствовать стимулы ресурсосбережения и уменьшения уровня загрязнения окружающей природной среды. Проблематичным становится финансирование природоохранных мероприятий и работ по охране и воспроизводству природных ресурсов.

     Россия  располагает уникальным природно-ресурсным  потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.

     Существует  два основных вида оценки природных ресурсов: кадастровая в целях налогообложения и рыночная. Кадастровая оценка природных ресурсов осуществляется, как правило, специальной государственной структурой, по единой методике на всей территории страны, региона, в целях налогообложения. Рыночная оценка природных ресурсов осуществляется лицензированными оценщиками по каждому объекту (участку) для коммерческих целей.10

     В общем виде оценка природных ресурсов (объектов) представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства, при заданных режимах природопользования и ограничениях (экономических, социальных, экологических, стратегических и др.) на хозяйственную и иную деятельность.

     Сложность оценки природных ресурсов заключается  в том, что природные объекты выполняют множество различных функций, одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов имеют разные области использования. При этом одни группы природных ресурсов приносят постоянный годовой доход (земельные, водные, охотничьи и некоторые другие) за продолжительный период времени при обеспечении неистощительного их использования, другие - приносят доход в течение только определенного времени (минерально-сырьевые ресурсы), третьи - не приносят прямого дохода, но удовлетворяют потребности общества в поддержании определенного экологического баланса и сохранения биоразнообразия, четвертые - ресурсы нетронутые хозяйственной деятельностью, но имеющие большое стратегическое значение.

     Земля - уникальный ресурс: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, предложение земли для использования практически неэластично.

     Оценка  земли, как составляющей национального  богатства страны, представляет собой  сопоставимый количественный и экономический  расчет ее потребительских свойств  и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.

     Ограниченность  земли и невозможность ее воспроизводства  способствуют возникновению двух видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле - дифференциальную земельную ренту. Более правильно пользоваться термином "земельная рента".

     Земельная рента - это вид дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве на разных по качеству и местоположению земельных участках.11

     Дефицитность  земель, как общий критерий их оценки, проявляется в показателях плотности  населения, региональной землеобеспеченности в соответствии как с общими потребностями развития территориально-производственных комплексов, охраны природы и сохранения нормального экологического состояния территории, так и в соотношении нормативной землеемкости различных отраслей народного хозяйства с фактической и перспективной обеспеченностью регионов землями соответствующего целевого назначения.

     Состав  земель в Российской Федерации:

     1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;

     2. Земли населенных пунктов – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов;

     3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

     4. Земли особо охраняемых территорий и объектов – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

     5. Земли лесного фонда - лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие);

     6. Земли водного фонда – покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

     7. Земли запаса – земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам.12 
 

     1.2.2 Материальные ресурсы

     Рациональное  использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства.

     В наиболее общем виде экономия материальных ресурсов – это повышение уровня их полезного использования, выражающееся в снижении удельного расхода материалов на единицу потребительского свойства (эффекта) выпускаемой продукции при повышении или сохранении качества и технического уровня продукции.

     При этом необходимо отметить, в соотношении  терминов «рациональное потребление» и «экономия» первый из них следует считать более широким понятием. Экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

     Материальные  ресурсы – комплекс разнообразных вещественных элементов, которыми располагает государство (регион, предприятие) для социально – экономического развития.

     Отмеченный  выше комплекс состоит из следующих  элементов:

     а) Материалов, непосредственно добываемых из окружающей природы (сырье)

     б) Материалы, уже подвергшиеся предварительной  обработке.

     Классификация материальных ресурсов по форме существования:

     1. Наличные ресурсы (запасы готовой  продукции и резервы);

     2. Потенциальные ресурсы (т.е. которые  могут быть получены за счет  производства, импорта и повторного  использования). 

     1.2.3 Интеллектуальный потенциал общества

     Интеллектуальный  капитал всегда опосредован людьми. Поэтому управление им всегда связано с управлением людьми или через людей. Условно такое управление можно разделить на управление развитием человеческого капитала и на управление знаниями.

     Интеллектуальный потенциал отражает интеллектуальную сторону человеческой деятельности — способность к постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность невозможна.13 Вопрос о его составляющих (структуре) не может иметь однозначного ответа, поскольку зависит от того, чей это потенциал — индивида, группы, нации, страны в целом. В последнем случае он, безусловно, включает в себя уровень образования населения и потенциал основных видов деятельности, связанных с ее жизнеобеспечением и развитием — производственный, научно-технический и т.д. Уровень и качество образования населения определяют возможности осуществления необходимых видов деятельности. Например, элементарная техническая грамотность необходима для живущих в наполненной многочисленными механизмами социокультурной среде современной цивилизации. Для характеристики интеллектуального потенциала страны, кроме образования населения, требуется также выделить те группы людей, которые непосредственно заняты интеллектуальным трудом или в труде которых высок удельный вес интеллектуальной составляющей. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала страны и являются источником новаций в производстве и различных сферах интеллектуальной деятельности. 

     1.2.4 Национальное имущество

     Национальное  имущество - это совокупность накопленных материальных благ, созданных в ходе трудовой деятельности людей. Сюда относят материальные, нематериальные, финансовые, нефинансовые активы регионов, отраслей, секторов экономики, а также юридических и физических лиц. В отдельную группу выделяют потребительские товары длительного пользования, прямые иностранные инвестиции и золотой запас. В состав национального имущества включается и личное имущество граждан.

     В методологии системы национальных счетов (СНС) в основе расчета национального богатства используется понятие «экономические активы».

     Экономические активы - это находящиеся в собственности объекты, владельцы и пользователи которых могут извлекать экономические выгоды. Все экономические активы подразделяются на две основные группы: нефинансовые и финансовые активы.

     В свою очередь, в группе нефинансовых активов выделяют произведенные и непроизведенные активы, материальные и нематериальные активы.

     Произведенные активы включают основные фонды, оборотные  фонды, ценности (дорогостоящие товары, стоимость которых не уменьшается по отношению к общему уровню цен).

     Среди непроизведенных активов выделяют материальные (природные ресурсы) и  нематериальные (патенты, авторские  права и пр.).

     Финансовые  активы представляют собой средства осуществления финансовых расчетов между институциональными единицами, связанными финансовыми обязательствами и финансовыми требованиями. Сюда включают: наличные деньги (валюта); депозиты (денежные средства, размещенные в банках на хранение); ценные бумаги (долговые обязательства, куда относятся векселя, облигации, депозитные сертификаты, приватизационные чеки, лотерейные билеты и пр., кроме акций); акции и другие виды акционерного капитала и т.д.

     Важнейшей частью национального имущества являются основные фонды, на долю которых приходится более 90%.

     К основным фондам относится вся совокупность произведенных активов или материально-вещественных ценностей (средств труда), которые многократно (не менее года) в неизменной натурально-вещественной форме участвуют в процессах производства товаров и услуг, перенося постепенно (по мере износа) свою стоимость на продукт или услугу труда.

Информация о работе Национальное богатство России