Войти    Поиск   Связаться с нами

Инновационное предприятие

Дата: 04 Марта 2013 в 17:52
Автор: v***********@mail.ru
Тип: реферат
Скачать в ZIP (22.24 Кб)
Файлы: 1 файл
Министерство науки и образования РФ.docx (24.66 Кб)   —   ОткрытьСкачать

                       Министерство науки и образования РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский  Государственный университет 

им.В.П. Астафьева»

Институт Психолого-Педагогического  Образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационное предприятие.

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса,13 группы

факультета ИППО       

направление

«менеджмент организации»    

Мулько Вероника Андреевна  

                  

Проверила:  

Т.П.Грасс

 

 

 

 

 

 

                             Инновационное предприятие

Для обеспечения экономической  устойчивости в рыночной среде, характеризующейся  финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.

Согласно анализу М. Портера  конкурентоспособных отраслей и  предпринимательских структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка  и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы  организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого  конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и  отраслей, но и стран, в которых  обеспечено динамично устойчивое воспроизводство  инновационно-предпринимательского типа. Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства. Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.

Такую стратегию избрали  японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в  послевоенный период. Это позволило  им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся  к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и  металлургии преобладают технологические  инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они  являются и более наукоемкими  – при их осуществлении на НИОКР  расходуется треть от всех инвестируемых  средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы за получить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий

Любая инновационная деятельность является предпринимательской:

поиск новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

поиск необходимых ресурсов;

создание и управление предприятием;

получение денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство  является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский  доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся  предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на иннова ции, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Исследование субъектов  инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие

 функции выполняют.  Без анализа современных теоретических  представлений о природе и  характере инновационной деятельности  хозяйствующих субъектов в экономически  развитых странах невозможно  выделить и

 практически реализовать  приоритеты, которым должны следовать  процессы реформирования отечественной инновационной сферы.

Важнейшая функция инновационных  предприятий – осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, "чреватую" возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать  ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что  может реализовать инновационный  предприниматель. Издержки от непроизводительного  расходования ресурсов фирмы могут  превысить транзакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием.

Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда  транзакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

Инновационное предпринимательство  – многогранный вид экономической  деятельности. В качестве предпринимателя  выступают физические и юридические  лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные  с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

создание инновационного продукта (собственно инновационное  предпринимательство);

выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных  с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

осуществление функций в  финансовой сфере для обеспечения  инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство  в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного  инновационного потенциала промышленно  развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые  инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых  инновационных предприятий относятся  следующие: оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

низкий уровень накладных  расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

отсутствие бюрократических  процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с  низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества  структурных подразделений, что  связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные  предприятия не получают синергетический  эффект.

Учредителям малых инновационных  предприятий свойственна высокая  мотивация предпринимательской  деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

возможность реализации собственных  творческих проектов;

высокая степень самостоятельности  и свободы в принятии решений;

утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в  инновационной сфере и др.

 

Повышенной инновационной  активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более  масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении  до стадии промышленного образца  нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования  крупным предприятиям.

Многие экономисты связывают  инновационное предпринимательство  со способностью продвижения инноваций  посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые  рисковые фирмы, способные реализовать  коммерчески привлекательные новшества  и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние  формы инновационных предприятий  могут быть представлены следующими организациями:     

деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного  предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и  другой деятельности малым предприятиям;

внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

 

 

В отличие от названных  выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временным структурами,создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

 

Малые инновационные предприятия  имеют по сравнению с подобными  крупными субъектами высокие шансы  на получение предпринимательской  прибыли при:

использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

Краткое описание
Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.
Оглавление
содержание отсутствует